Запечатленные в Карнакском храме образы становятся вполне понятными лишь
через знакомство с богословскими осмыслениями древних египтян. В эпоху Нового
царства Амон, древний бог воздуха, почитается не только как бог-творец общеегипетского
уровня, но также отождествляется с великим богом Солнца Ра. Остальные боги
воспринимаются отныне как различные проявления Амона, приобретшего черты вселенского
божества, — в этом нетрудно увидеть сходство с библейским пониманием
Бога. О том же свидетельствуют и фиванские богословские тексты (помимо широко
известной реформы Эхнатона, монотеизм которой неоднократно сопоставлялся с
библейским богословием).
Отдельные фрагменты из гимнов Амону, вероятно звучавшие и в Карнакском
храме, говорят о его «безначальности» и невозможности полного постижения.
Подобные образы встречаются и в Библии, и в святоотеческой христианской литературе.
Из древних папирусов известно, что даже боги не знают «настоящего вида»
Амона, однако изображения его в Древнем Египте (и, разумеется, в Карнакском
храме) существовали — преимущественно в виде человека с головой овна
(барана). Вот как объясняется это несоответствие в одном древнеегипетском
тексте об Амоне, приведенном в книге И. Г. Франк-Каменецкого «Памятники египетской
религии в фиванский период»: «Лик его подобен овну, таинственными образами
он скрывает себя, дабы никто не познал его тайны».
Карнакский храм <<<
Бог Амон >>> Культ Амона