Маца
Сейчас евреи по большей части употребляют мацу промышленного производства
в виде квадратных пластин в мельчайших дырочках, естественно кошерную, т.
е. чистую, приготовленную по всем правилам. Враги евреев издавна распускали
слух, будто маца замешана на крови христианских младенцев. Тесто из муки и
воды (даже без соли), испечённое за 18 минут, начиная от замеса, — весь
состав и секрет мацы, «хлеба чистоты и истины», как назвал опресноки апостол
Павел, знаток, тонкий толкователь ветхозаветных текстов, а до встречи с Иисусом,
по его собственным словам, «фарисей из фарисеев».
Хотя, возможно, основанием для столь кощунственного слуха послужило то,
что маца стала главным атрибутом Пасхи, заменив собой жертвенного агнца, чья
кровь явилась искуплением Израиля. Случилось это после 70 г. н. э., когда
римляне разрушили Иерусалимский Храм (единственный, как един Бог), где, согласно
своим религиозным установкам, евреи только и могли приносить жертвы. Почти
2000 лет евреи не едят пасхального барашка буквально. Но какой же Песах без
жертвы? Выход, найденный мудрыми раввинами, записан в книге «Агада», которая
непременно лежит возле тарелки хозяина, возглавляющего пасхальный ужин —
Седер. В ней, по сути, дан сценарий пасхальной трапезы - мистерии, где в вопросах
самого младшего мальчика, в ответах главы семьи, в молитвах и ритуальных текстах
вновь и вновь, из века в век разыгрываются события Исхода. Следуя «Агаде»,
в один из исторических моментов Седера хозяин поднимает над столом ритуальное
блюдо мацо-ташс тремя коржами мацы и все произносят: «Это — хлеб скорби,
что ели наши предки в земле Египетской...». А в другой, сакральный момент
Седера хозяин кладёт на опреснок «горькие травы» (салат, хрен), торжественно
съедает всё, говоря: «Это в память о Храме, по традиции чтобы исполнить написанное:
„...с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его"» (Исход,
12.8). Так опреснок из хлеба, сопутствующего мясу жертвенного ягнёнка на древней
трапезе до разрушения Храма, после его разрушения ритуально сам как бы становится
искупительной плотью агнца. Неслучайно среди пасхального застолья звучит:
«Каждый человек из рода в род пусть считает себя вышедшим из Египта» (Песахим,
10.9).
Опреснок
<<< Маца