Первая Пасха
В дни казней египетских погибли бы и первенцы в еврейских семьях (ибо грешны
были и иудеи). Да спасло их могучее средство, указанное Яхве опять же через
Моисея (кто из евреев не послушался, рвал потом на себе волосы и одежды).
Каждой семье следовало в десятый день месяца нисан выбрать годовалого барашка
мужского пода,, белого цвета и без единого изъяна— совершенного агнца, взять
его в семью, ласкать, вкусно кормить, дать детям играть с ним — чтобы впустить
в своё сердце, а четырнадцатого нисана заколоть у порога и, обмакнув пучок
травы в кровь, «помазать», покрыть ею перекладины и косяки всех дверей. Таким
образом двери «запечатывались» от ангела смерти. Ночью кровь невинного агнца,
жертвы искупления, горела на дверях жилищ, указывая, что нужно обойти, миновать,
пропустить этот дом в ряду других домов. Мясо же барашка, не сваренное, не
зажаренное, а непременно испечённое на огне, полагалось есть в ту ночь всей
семьёй и съесть до последнего кусочка. Причём непременно с опресноками — пресным
хлебом, приготовленным без закваски.
Евреи, одетые и обутые по-дорожному, ели этот свой ужин стоя, заедал мясо
горькими травами. Так им было указано свыше: то ли в знак пережитой горечи
рабства, то ли в знак того, что много горечи будет впереди, то ли в знак горечи,
что наполняла сердца сынов Израиля, когда, сидя за дверями, защищенными жертвенной
кровью, они с содроганием прислушивались к звукам смерти снаружи.
Однако ликование и предощущение свободы пели в сердцах евреев. Эта трагическая
и радостная ночь — «ночь бдения Господу за изведение их из земли Египетской»
была (и есть) ветхозаветная Пасха — Песах. Эта ночь — сердце Пасхи, первое
и главное её время. (Хотя с 14 нисана до вечера 21 — всё пасхальное время.)
Утром предстоял Исход из Египта. И тот, кто 430 лет назад привёл их сюда,
как бы и уводил обратно, в Землю обетованную. Правда, теперь от красоты Иосифа
Прекрасного осталась только мумия, когда-то со всеми почестями положенная
египетскими бальзамировщиками в саркофаг — богатый, почти фараонский. Этот
гроб, похожий на спелёнатого младенца с лицом взрослого и очами, распахнутыми
в просторы вечности, евреи несли впереди своей гигантской колонны. Надо думать,
что шумные дети Израиля оставляли Египет в молчании, стараясь заглушить и
плачь младенца, и мычание телёнка. Но каждая песчинка пела у них под ногами:
«Песах! Песах!». Всё старое оставалось позади, впереди ждало новое. Сам Бог
вёл их, двигаясь днём в столпе облачном, а ночью — в столпе огненном. И неудивительно,
что даже море расступилось, пропустив их.
Хотя passah переводят как «пропустить», «перейти», «пройти мимо», этому понятию
в древнееврейском языке на бытовом уровне соответствовало другое слово «а-бхар»
(или «га-бхар»).
Казни египетские
<<< Первая Пасха >>> Опреснок