Карнак — современное название одного из крупнейших храмовых комплексов и
религиозных центров Древнего
Египта. На протяжении примерно двух тысячелетий (вплоть до рубежа новой
эры, когда начался римский период в древнеегипетской истории) Карнак являлся
по сути средоточием государственного религиозного культа, определявшего идеологию
и направленность духовных исканий богословов страны на Ниле.
В восприятии египтян Карнак был особым местом в ряду других святынь Египта.
Об этом говорит уже само его название: по-древнеегипетски храмовый комплекс
именовался Ипет-Сут, что, по мнению известного российского египтолога О. И.
Павловой, можно перевести как «избранный местами (пребывания)». Причина его
избранности понятна: хотя в Карнаке почитались многие египетские боги, начиная
с эпохи Среднего царства (точнее, с XII династии) он — главное святилище бога
Амона, которого позднее, в греко-римской античности, не случайно отождествляли
с верховным богом Зевсом (Юпитером). Имя Амон переводится как «сокрытый»,
«невидимый». Такое определение в принципе приложимо к любому божеству Древнего
Египта, однако Амон в египетском пантеоне обладал редкими функциями: это был
бог воздуха, или ветра (греческое слово «пневма», обозначающее эту стихию,
стало в христианстве обозначением Святого Духа), и в то же время бог-творец.
Предположительно Амона особенно почитали в Гермополе, в среднем течении Нила.
Когда же при фараонах XI династии развернулась борьба за объединение Египта
под властью Фив — будущего стольного города в Верхнем Египте, начал складываться
культ Амона Фиванского, освящавший царскую власть и единство государства.
Влияние религии Амона заметно усилилось в период XII династии (XX—XVIII
вв. до н. э.). Тогда-то фараон Сенусерт I и возвёл в Карнаке небольшой изящный
храм «из камня белого прекрасного», куда в празднества помещали священную
барку Амона, изготовленную из знаменитого ливанского кедра (использовавшегося,
кстати, и при постройке иерусалимского Храма). В Белом храме, как его называют
египтологи, проводился праздник хеб-сед, во время которого совершалось таинство
возрождения физических сил стареющего фараона, после чего он как бы вновь
венчался на царство, символизируя тем самым и неиссякающее благоденствие для
всего Египта. Белый храм ещё в глубокой древности разобрали в ходе одной из
реконструкций Карнака, но значительная часть блоков, из которых он был построен,
сохранилась в составе других сооружений, благодаря чему в XX в. храм удалось
воссоздать. Разбирать старые постройки и использовать их камень для возведения
новых было обычным делом в Древнем Египте. Поэтому история Карнака не известна
в деталях. Однако ясно, что расцвет его относится к эпохе Нового царства,
когда главной святыней Карнака стал колоссальный (размером 600 X 550 м) храмовый
комплекс, посвященный Амону.
Величественные обелиски как солнечные символы появились в храмовом зодчестве
уже в эпоху Древнего царства. Одно из таких гигантских сооружений стало главной
частью древнейшего известного нам египетского солнечного храма. В эпоху Нового
царства обелиски начали помещать у входа в храм.
Вершина обелиска представляет собой пирамиду — это сакральная форма
«первичного холма», «камня Бенбен», который дал начало творению. Ту же форму
имеют и египетские пирамиды — одно из чудес света.
Карнак >>> Карнакский
храм